PrimaLingua Consultancy. A-level или IB?
PrimaLingua Consultancy
Частные школы-пансионы

Что нужно сделать ученику российской школы, чтобы поступить в ВУЗ? Закончить 11-ый класс, сдать экзамены, получить аттестат о среднем образовании и принести свои документы в приемную комиссию желаемого университета.

Что нужно сделать ученику британской школы, чтобы поступить в ВУЗ? Закончить 11-ый класс, сдать экзамены, получить аттестат о среднем образовании и…остаться в школе еще на два года!

Именно столько времени британская система образования (в отличие от русской) отводит на подготовку к поступлению в университет. Первым шагом подготовки станет выбор ВУЗа и изучение его условий поступления. Ориентируясь на требования определенного университета, факультета или курса школьник выберет те предметы, которые он будет усиленно изучать в ближайшие два года. В завершении дополнительных шести семестров в школе подростки сдадут финальные экзамены, которые будут засчитаны ВУЗами как вступительные. Так закончится школьная и начнется студенческая жизнь.

Как с наибольшей пользой провести два дополнительных года в школе, чтобы обеспечить себе поступление в лучшие британские и даже мировые ВУЗы? Пойти на программу A-level или IB.

Что такое A-level? 

A-level - сокращение от Advanced level, «продвинутый уровень». Данная программа предполагает двухгодичное обучение со сдачей промежуточного и финального экзаменов. В течение первого года (называемого AS-level) школьник изучает минимум 4 предмета, по которым сдает экзамены и получает сертификат, позволяющий перейти на второй год обучения – A2-level. На данной ступени обязательным является изучение минимум 3 предметов, успешная сдача экзаменов по которым открывает перед школьником двери ВУЗа.

Что такое IB? 

IB – сокращение от International Baccalaureate, «международный бакалавриат». Продолжительность курса – 2 года, финальные испытания проходят в конце второго года обучения. IB предлагает выбор предметов по 6 направлениям плюс написание «Extended essay» (курсовой работы), посещение курсов «Theory of knowledge» («Теория познания») и «Creation, Action, Service» («Творчество, активность, служение»). Пройдя финальные испытания, школьник может предоставить их результаты для поступления в выбранный университет.

Программы A-level и IB являются эквивалентными, поэтому одни частные школы Великобритании проводят только курс A-level или только IB, а другие предоставляют и тот, и другой курс на выбор. Как же этот выбор сделать? Нужно знать об особенностях каждой из программ.

Выбор дисциплин 

Курс A-level традиционно считается более «академическим». Он предоставляет широкий выбор дисциплин, список которых может варьироваться в зависимости от школы. Однако из этого списка школьник выбирает всего 3-5 предметов, которые входят в академический минимум того ВУЗа, куда он планирует поступать. В среднем учебная неделя включает в себя 20-25 академических часов, из которых 5-8 отводится на изучение английского языка, а 16-18 – профильных предметов. Обучение строится в основном на преподавании теории, которую школьники отрабатывают на практике во время лабораторных и практических работ. Также обязательным является выполнение домашних заданий и написание «тезисов» - курсовых работ.

Как правило, данный курс выбирают те школьники, которые планируют посвятить себя медицине, юриспруденции, экономическим и инженерным наукам и точно определились с выбором ВУЗа. A-level позволит им максимально сосредоточиться на профильных дисциплинах.

Курс IB предлагает фиксированный список предметов, всего их должно быть 6: родной язык (для русских – русский), иностранный язык, предмет гуманитарного цикла, предмет естественнонаучного цикла, математика и один предмет на выбор. Преподавание ведется на двух уровнях: Standard level (стандартный) – 3 предмета по 150 часов в неделю, Higher Level (углубленный) - 3 предмета по 240 часов в неделю. При этом немалое время отводится программам, направленным на расширение кругозора: «Теория познания» и «Творчество, активность, служение». Первая по сути «учит учиться» (правильно писать конспекты, планировать время, критически мыслить, анализировать), вторая предполагает занятия каким-либо видом творчества, спорта и общественно-полезной деятельности. Еще один обязательный пункт в программе IB – написание развернутого отчета по проведенному исследованию, объемом не менее 4000 слов.

На программу IB чаще всего поступают школьники, которым одинаково хорошо даются гуманитарные и технические науки и которые еще не до конца определились с будущей профессией. Курс IB обеспечит их «пространством для маневра» при выборе ВУЗа.

География 

A-level был разработан в Великобритании в середине XX века и пришел на смену национальным экзаменам на Higher School Certificate (диплом об окончании старшей школы). С тех пор и по сей день он считается «золотым стандартом» подготовки к поступлению в лучшие английские ВУЗы. Проходя подготовительную программу A-level, школьники уже примеряют на себя роль студентов одного из престижных университетов, которыми славится Великобритания. Они знакомятся с особенностями университетской программы, ее интенсивностью и тем уровнем самостоятельности, который от них потребуется. При этом, закончив курс A-level, школьник может претендовать и на место в ВУЗе любой другой страны: диплом A-level признается во всем мире.

Выбирать курс A-level логичнее тем, кто планирует продолжить высшее образование в одном из британских ВУЗов. Переход с чисто британской подготовительной программы к студенческой жизни в британском университете будет более плавным.

IB также появился в середине прошлого столетия, но цель его создания была иной: он был призван объединить образовательные пространства разных стран и дать каждому желающему возможность обучаться за рубежом. В наши дни диплом IB позволяет поступить практически в любой ВУЗ в мире без вступительных испытаний. Исключение составляет только Испания: здесь сдавать вступительные экзамены в ВУЗ все же придется. В России диплом IB будет эквивалентен аттестату о среднем образовании.

Программа IB хороша для тех, кто хочет попробовать подать свои заявления в несколько ВУЗов в разных странах. Впрочем, путь в британский университет выпускнику с хорошими баллами по IB также всегда открыт.

Система оценивания 

A-level использует буквенную систему оценивания, где А равняется 5 баллам, В – четырем, С – трем. Сравнительно недавно в списке оценок также появилась А*, означающая достижение особо выдающегося результата, своего рода «А с плюсом». Таким образом, для того, чтобы оценить свои шансы на поступление в университет, школьнику нужно сложить результаты своих выпускных экзаменов и сравнить полученную сумму с проходным баллом на выбранный факультет или курс. Если полученных баллов недостаточно для поступления, то экзамены можно пересдать и улучшить свои результаты. 

Экзамены A-level легче дадутся целеустремленным и усидчивым ученикам, готовым к тому, чтобы часами штудировать выбранные предметы ради заветных A*A*A*.

IB изначально использует балльную систему оценки: минимальная – 1 балл, максимальная – 7. Итоговая оценка складывается из следующих компонентов: сумма баллов за сдачу 6 экзаменов (не меньше 24) + баллы за курсовую работу, участие в программах «Теория познания» и «Творчество, активность, служение» + оценка независимого эксперта из Единого центра IB в Кардиффе. Экзамены IB пересдаче не подлежат. Самая низшая итоговая оценка, означающая успешное завершение курса, - 26 баллов, самая высшая – 45. При выборе ВУЗа необходимо также сверяться с его требованиями, однако, считается, что 35-36 баллов в дипломе IB уже обеспечивают поступление в самые престижные университеты мира. 

Экзамены IB больше подойдут разносторонне развитым личностям: даже не набрав «семерки» по всем предметам, можно заработать несколько важных баллов за проект или эссе.

Учитывая все вышесказанное, не стоит выбирать менее сложную, более надежную или самую престижную программу. Во главе угла должны встать интересы ребенка: что на самом деле вдохновит его на тяжелый труд, какая мотивация позволит добиться высоких результатов и поступление в какой ВУЗ будет для него мечтой, превратившейся в реальность?