PrimaLingua Consultancy. Особенности британской модели образования
PrimaLingua Consultancy
Частные школы-пансионы
Информация » Важно » Частные школы-пансионы » Особенности британской модели образования

Основное отличие британской модели образования от русской состоит в подходе к обучению. В России традиционным считается дидактический подход: он основан на запоминании большого количества информации и наиболее точном ее воспроизведении. Российская система унаследовала все самое лучшее из советской школы, целью которой было воспитание образованного поколения для индустриальной страны и плановой экономики, и которая славилась подготовкой ученых высочайшего уровня. 

В Великобритании же традиции образования закладывались еще в 18 веке, когда Британия владела колониями по всему миру, и ей необходимо было воспитать поколение, способное управлять обширной Британской Империей. Стране были нужны лидеры – в гражданской и военной сферах, люди, умеющие принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации, мыслить независимо, брат на себя риск и нести ответственность за свои действия. С углублением демократических принципов и развитием экономики эти навыки стали еще более востребованными. В наши дни цель британской школы состоит в воспитании лидеров в бизнесе и политике, в спорте, музыке и других сферах жизни. Достижение таких высоких целей реализуется в британской школе за счет иного подхода к работе.

УРОКИ

В России дидактическая модель обучения предполагает главенствующую роль учителя. Ученики на уроках должны сидеть за партами, строго следовать указаниям учителя и запоминать новый материал, который он излагает. Лучше всех сдаст экзамен тот, кто сможет точнее всех воспроизвести пройденные темы.

В Великобритании используется исследовательский подход, при котором вся деятельность студента направлена на расширение его познаний и их применение на практике. Именно поэтому в английских школах основная часть учебного времени отводится лабораторным и практическим занятиям, дискуссионным клубам и работе над творческими проектами. При этом ученики работают в группах, а учителю отводится роль наставника, дающего советы и направляющего поиск решения в нужное русло.

Воспитанники частных школ Великобритании наделяются большей свободой, чем их сверстники в России. Однако эта свобода предполагает и бóльшую ответственность: высказывание своего мнения требует аргументов, предложение свежих идей – способов их реализации, проявление инициативы – настойчивости в доведении дела до конца. При возникновении затруднений студент всегда может обратиться к учителю, однако тот не будет решать за него проблему, а подскажет, в каком направлении двигаться. 

УЧИТЕЛЯ

Учитель больше напоминает дирижера оркестра, в котором каждый из студентов учится в соответствии со своими способностями и скоростью усвоения материала. Дифференциация в обучении – основополагающий принцип в британской системе образования, и для его реализации учителю нужно быть больше, чем просто специалистом, знающим свой предмет.

 В то время как в России профессия учителя утрачивает престижность, в Великобритании в преподаватели идут выпускники лучших университетов страны. В некоторых школах до 20% учителей – выходцы из стен Оксфорда и Кембриджа.

ПРЕДМЕТЫ

Российскую школьную программу можно представить в виде перевернутой пирамиды, балансирующей на вершине: обучение в школе начинается с алфавита и устного счета, а заканчивается изучением высшей математики, физики, химии и т.д. Британская же «пирамида» прочно стоит на основании: с малых лет дети изучают широкий спектр школьных дисциплин, двигаясь к более узкой специализации в старших классах, где в последний год они изучают всего 3-4 предмета.

Таким образом британцам удается избежать проблем с самоопределением: в школах Великобритании дети выбирают направление обучения уже в 14 лет, тогда как в России этот выбор происходит в основном перед поступлением в ВУЗ.

КЛАССЫ

Другой отличительной особенностью английской школы является отсутствие постоянного состава классов. В младшей школе студенты каждый сентябрь начинают учиться в новом классе, смешанном из нескольких параллельных. Старшеклассники же и вовсе на каждом уроке оказываются в новой компании, так как классы формируются по направлениям и выбранным предметам. Англичанам незнакомо понятие «одноклассник»: социализация происходит в рамках всей параллели. Круг общения, с одной стороны, становится шире, а с другой — проходит через фильтр общих интересов.

СПОРТ И ИСКУССТВО

В британской системе образования принято за аксиому то, что каждый ребенок уникален по-своему, и нужно сделать все необходимое для поощрения и развития его индивидуальности и внутреннего потенциала. Однако при этом берется в расчет и тот факт, что не каждый ребенок способен одинаково хорошо успевать по всем предметам, а значит – ему нужна другая арена для поддержания уверенности в себе и воспитания характера.

Именно поэтому в списке внеклассных занятий британского школьника можно найти бег, плаванье, танцы, живопись, игру на различных музыкальных инструментах, актерское мастерство и многое другое. Умение добиться успеха не в одной, а сразу в нескольких не связанных друг с другом областях поднимает самооценку студента и учит его правильно распределять время и усилия.

Физические нагрузки закаляют дух и учат добиваться цели, как в спорте, так и в жизни. Многие знаменитые выпускники частных школ, добившиеся высокого положения в обществе, в свое время блистали в командах по гребле, поло или регби. В то же время занятия в театральных кружках помогает развить задатки оратора, а создание картин или других предметов искусства – научиться придавать своим мыслям и идеям конкретную форму. Для многих детей выставки студенческих работ (которые, кстати, зачастую могут соревноваться с выставками музеев современного искусства) становятся первыми шагами в мир искусства.

ШКОЛА

Двумя столпами школьной жизни британцев являются приобщение к «school spirit» (школьному духу) и строгая дисциплина.

 «Школьным духом» пропитаны сами стены зданий, в которых располагаются британские школы. Многие из них знамениты своей многовековой историей и бережно хранят сведения о тех студентах, которые в дальнейшем сыграли важную роль в развитии страны. Помимо этого практически каждая школа имеет собственную униформу с уникальной символикой, отличающей ее воспитанников от всех остальных. Также каждый студент принимает участие во всех общешкольных мероприятиях, поддерживая честь и престиж своей школы.

 Дисциплинированность, аккуратность, пунктуальность в частных школах Англии ценятся не меньше, чем академические успехи. В отчетах, которые школа каждый семестр отправляет родителям студентов, наряду с оценками по предметам фигурируют и оценки за дисциплину. Студентам из-за рубежа необходимо знать, что школа оставляет за собой право на исключение и депортацию из страны за особо серьезные нарушения школьных правил.

ПАНСИОН

Жизнь в школах-пансионах способствует дальнейшему развитию чувства самостоятельности и независимости, ведь рядом нет мамы или папы, которые немедленно придут на помощь в любой ситуации. По началу детям сложно к этому привыкнуть, но со временем это становится нормой, ведь так или иначе им все равно придется повзрослеть и научиться жить самостоятельно.

Студенты, прошедшие обучение в пансионе, обычно в будущем легче адаптируются к любой социальной ситуации, легко идут на компромисс и способны разрешить любые конфликты. Ведь проживая в общежитии при школе, невозможно дружить со всеми подряд, но можно научиться уважать интересы других, принять факт, что все люди разные, и жить в гармонии с окружающими.

В заключении следует отметить, что академические успехи это совсем не то, что делает британское образование самым престижным в мире. Воспитание разносторонней личности, человека, способного добиться успеха в разных областях, умеющего учиться и самостоятельно осваивать новые области - вот чем славится английская школа. Никто не знает, каким будет мир даже через 10 лет, не говоря уже о 50 годах или целом столетии, поэтому, британцы твердо убеждены, что их задача - воспитать человека, способного успевать за темпами непрерывно меняющегося мира.